На главную Поиск Контакты
АТМОСФЕРА ДЛЯ РОЖДЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ

Рассылка
новости
публикации
УК рекомендует
анонс номера
 

№9, 2010
№9, 2010
12.10.2010
В открытом доступе
просмотров: 1859
комментариев: 1

Бизнес в стиле Дали и Ван Гога

А в какой манере «написана» ваша компания?



Бизнес в стиле  Дали и Ван Гога |
Креатив, Миссия, стратегия, видение
 | Управление компанией
Нередко приходится слышать, что руководитель компании – это творец, создающий собственный шедевр, которым должен восхищаться или, в лучшем случае, уже восхищается рынок. Самые яркие экземпляры достойны «музеев», о них пишут сотни книг – «The Google Story», «The 3M Way to Innovation», «iCon Steve Jobs»… Но почему-то мало кто пытается выяснить, в каком стиле написан тот или иной бизнес-шедевр. На первый взгляд может показаться: а зачем вообще в это вникать? Но ведь, только поняв специфику и манеру бизнес-художников, можно взять что-то из их опыта, разобраться, как они принимали решения, как думали и анализировали, что было важно, какие ценности были главными в процессе создания каждого бизнес-шедевра.




В kmbs я часто общаюсь с представителями украинского и международного бизнеса. Как правило, это те, кого «в народе» называют генеральный директор, СЕО, исполнительный директор или просто – президент. За годы, на протяжении которых я ездил и смотрел на компании в Донецке, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Херсоне, Киеве, я понял интересную вещь: независимо от бизнес-модели, принципов функционирования, структуры, ценностей, маркетинг-микса, финансов и т.д., все организации можно условно разделить на две категории: «компании в стиле сюрреализма» и «компании в стиле импрессионизма». Каждая из них – шедевр, каждой восхищается тот или иной сегмент и почти каждая – успешная и прибыльная. Единственное отличие – они «написаны» в разных стилях.
АВТОР
Бизнес в стиле  Дали и Ван Гога | Управление компанией
Бизнес в стиле Дали и Ван Гога | Управление компанией


Олександр Ризенко,

руководитель направления дружественного консалтинга Киево-Могилянской Бизнес Школы (kmbs)


Координатор исследования «Факторы успеха украинских компаний-лидеров».


Автор более 25 кейсов для Президентской программы и программы Executive MBA kmbs.


Редактор проекта www.innovations.com.ua, главный редактор проектов innovations.journal’2008, 2009 и 2010.

rizenko@kmbs.com.ua


БИЗНЕС В СТИЛЕ СЮРРЕАЛИЗМА

Думаю, имя Сальвадор Дали слышал каждый. Ведь именно этот гениальный художник был самым ярким представителем сюрреализма и неоднократно повторял: «Сюрреализм – это я». Сюрреализм, или как его еще называют – надреализм – направление в искусстве, которое сформировалось во Франции в начале 1920-х. Его основная отличительная черта – использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Сюрреалистичность – это синтез сна и реальности, абсурдное, противоречивое объединение натуралистических образов. Иными словами, каждый элемент сюрреалистической живописи прост и понятен, но общая композиция, которая складывается из этих обычных объектов, удивляет, шокирует и пугает.
А теперь вернемся к бизнесу.

Итак, компания из сектора FMCG где-то на Востоке Украины…

Шедевр №1. На стене за спиной охранника гордо вывешена миссия организации: «Дарить радость и счастье внутренним и внешним клиентам, производя продукцию высокого качества, полезную и питательную». Захожу к СЕО, начинается разговор, одна из первых фраз: «Мы же пытаемся реализовать нашу миссию, которая звучит: …». В кабинетах у СІО, СОО, CFO и остальных «С» слышу эту словно наизусть заученную миссию. Возникает мысль: а ну-ка поинтересуюсь я, что эта миссия означает для каждого из них. И тут начинается, как говорила моя школьная учительница, «бэ и мэ», нервный поиск бумажек в шкафу, где на три абзаца расписано, что значит «дарить радость и счастье…», как это помогает принимать ежеминутные решения и управляет деятельностью трехсот сотрудников.

Не знаю, напоминает ли это еще кому-то, кроме меня, сочетание сна и реальности… В книгах написано: должна быть миссия. Значит, она у нас будет! В бизнес-школах говорят: миссия должна помогать в процессе принятия всех решений. Будет помогать!

Шедевр №2. Решаю попробовать классический прием консультантов и попросить каждого, с кем общаюсь, нарисовать организационную структуру компании. В большинстве случаев она рисуется, мягко говоря, по-разному. По-другому и быть не может, ведь в голове у каждого она правильная, но часто понимание того, кто кому подчиняется и где есть двойное подчинение, очень субъективное. В нашей же компании, «о небеса!» – у всех оргструктура идентичная, будто мне ее отксерили. Не зря в одной статейке про HR генеральный прочитал: в компании должна быть организационная структура, которую каждый обязан знать.

Шедевр №3
– У вас есть управленческая отчетность?
– Безусловно.
– Какие показатели вы как собственник отслеживаете каждую неделю?
– Ну… прибыль, запасы на складе… А! Еще отслеживаю дебиторку.
– А вы знаете маржинальную рентабельность каждого SKU?
– Нет.
– А хотя бы основных групп товаров?
– Нет… а вы бы не могли рассказать, что это такое, эта маржинальная рентабельность.
– А как вы прибыль отслеживаете?
– Ну как – приносит каждый месяц Катенька отчет. Там ведь все верно, я ей доверяю, она колледж окончила, специальность – финансы.

Шедевр №… Похожих примеров – масса, как и реалистических объектов на полотнах сюрреалистов. «У вас CRM есть? – Конечно, в мой iPhone ведь все номера не поместятся». «Внедрена ERP-система? – А как же, только вот никак не могу запомнить, как это расшифровывается и для чего оно вообще нужно».

А теперь вернемся к сюрреализму. «Общая композиция, которая состоит из обычных объектов, удивляет, шокирует…» На картине Дали ­«Вечерний призрак на пляже» – набор понятных вещей, с которыми мы сталкиваемся каждый день, которые знаем, верим, что они должны существовать. Туча, песок, человек, пустыня, небо… Миссия, организационная структура, маржинальная рентабельность, CRM, ERP… Мы все о них слышали, понимаем, что это известные каждому понятия и инструменты, которые мы гордо используем и внедряем, ведь именно так должно быть. Но результат и форма объединения всего этого заставляют открыть рот и застыть на месте. Все элементы понятные, известные и «родные» каждый по отдельности, но, когда все это соединено так, как описано, оно поражает, чтобы не сказать – шокирует. ­Особенно когда все это в одной компании, точнее – в одной композиции. Как писал Сергей Образцов, «мистическая странность сюрреалистической неправды на том и держится, что каждый ее элемент изображен с фотографическим правдоподобием». Но ведь и такая композиция может быть шедевром, а ее создатель – гением. Ведь не каждому удается сочетать «сон и реальность», где сон – «миссия же должна быть» (и она будет!), а реальность – «миссия у нас есть» (какая есть, такая пусть уже и будет). А если из всего этого получается успешная бизнес-модель, далеко не призрачная, то это – чудо управления и украинской предприимчивости.

Каждый из элементов, о которых я вспоминал в «сюрреалистических бизнес-шедеврах», – это небольшая, но значительная часть бизнес-модели. Все это либо помогает, либо мешает принимать решения, анализировать, двигаться вперед и развиваться, несмотря на «абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов». В некотором никому не известном порядке все элементы, изображенные в бизнес-композиции, двигают компанию вперед.

Чем не сюрреализм? Главное – что результат является шедевром, который изумляет, завораживает и, как говорили древние греки, приводит к ­катарсису!


БИЗНЕС В СТИЛЕ ИМПРЕССИОНИЗМА

Думаю, что Винсент Ван Гог – не менее известен, чем Сальвадор Дали. Яркий представитель импрессионизма – направления в искусстве, которое тоже зародилось во Франции, во второй половине 19 века. В импрессионистской живописи мир эфемерен, он движется, ускользает, поэтому акцент делается на настоящий миг, который именно сейчас уходит. Импрессионисты сделали решающий шаг к индивидуализации художественного процесса, освобождению от любых канонов и общих правил. У них не было программы, но была общая амбиция: понимание роли света, его влияния на форму и на объект.

А теперь попытаемся опять вернуться к бизнес-среде. То, что я называю бизнес-импрессионизмом, – это не сюрреалистически странное и неожиданное сочетание известных всем образов. Импрессионизм в бизнесе, как и в живописи, – это шедевр, понять и ощутить глубину и замысел которого можно, только сделав три шага назад. Только тогда опытному глазу откроются увлекательная колористика, композиция, дух, глубина замысла. На бизнес-языке это называется «использовать helicopter view». Можно ли рассматривать картины Ван Гога вблизи? Можно, но, кроме широких мазков и толстого слоя краски, едва ли что-то удастся увидеть. Можно ли смотреть на гениальные бизнес-модели в узком ракурсе процессов и отдельно взятых функциональных направлений? Можно, но удастся ли тогда разглядеть истинный шедевр, или же взору откроются только широкие мазки масляной краски?.. Часто в компаниях мы пытаемся вблизи рассмотреть все составляющие бизнес-модели через очки «профессионализма» – маркетинга, управления персоналом, логистики, финансов… И тогда она (модель) кажется абсурдной и неуспешной. Но, сделав три-четыре шага назад, начинаешь осознавать, какой шедевр открылся твоему взору!

Предлагаю снова сделать небольшой экскурс и посмотреть на несколько ярких шедевров бизнес-импрессионизма.

Шедевр №1. Классический пример – многие периодические издания. Посмотреть вблизи – нонсенс: для чего продавать журналы, если рентабельность каждого из них – около 5%, фиксированные издержки – большущие, процесс генерирования контента – неоправданно сложный, особенно если вспомнить вышеупомянутые 5%. А если сделать три шага назад? Так ведь все дело в рекламодателях! Чем интереснее статьи (чем больше усилий потрачено на генерирование качественного наполнения, несмотря на эти 5%), тем шире будет читательская аудитория. Чем больше людей каждую неделю держит в руках это издание, тем более численной потенциальной целевой аудитории Bentley сможет сообщить, что у них родился новый маленький Bentley. А за такую возможность и заплатить издательству не грех.

Шедевр №2. Несколько месяцев назад я общался с собственником одной из самых крупных украинских сетей мелких торговых точек. Начали анализировать зоны прибыли. Практически половина ТТ – убыточные, рентабельность основных групп товаров – мизерная, а чтобы открыть новую точку, нужно собрать десятки разрешительных подписей – от электриков до санстанции. Стратегия на следующий год – открыть еще 100 точек. Но для чего!? Вспомним стратегию фокусирования: оставить только то, что для нас самое интересное, прибыльное и перспективное. Время и другие ресурсы – ограничены, зачем распыляться? Шаг назад… – 50% прибыли – доход от компаний-производителей, которые платят за возможность «зайти в сеть». И чем больше будет эта сеть, тем лучше, притом что для большинства из них объем продаж – не приоритет, главное – покрытие территории и возможность приучить спрос к своим брендам.

Шедевр №3. Недавно читал об американской компании Marvel, которая зарабатывает деньги на создании героев комиксов, таких как Человек-паук или Железный человек. Я был в восторге от гениальности этого бизнес-импрессионистского шедевра! Подумайте сами:

У компании есть четыре основных источника заработка на Человеке-пауке:
1. Комиксы (которые Marvel выпускает каждую неделю на протяжении уже 70 лет).
2. Игрушки.
3. Лицензии (другие компании покупают право использовать созданного Marvel героя в продвижении своих продуктов).
4. Фильмы.

Последний фильм «Человек-паук-2» собрал $800 млн., из которых Marvel получил всего лишь $25 млн. Почему? Потому что компания щедра при распределении денег с другими партнерами. Этот фильм для нее – реклама, которая к тому же приносит ей деньги. Вы знаете еще какие-то компании, которые, рекламируясь, не тратят, а зарабатывают?
Еще один источник заработка – комиксы. И здесь Marvel отдает 80% дохода магазинам. Опять-таки потому, что компании важно раскрутить героя.

Игрушки – это то, что приносит прибыль. Но главная «дойная корова» – лицензии. Это визуал Человека-паука и распечатанный договор – каждый раз меняется только название компании, с которой подписывается соглашение.
Инновационная бизнес-модель приносит компании десятки и сотни миллионов прибыли. Marvel четко усвоила, на чем она зарабатывает, и искренне делится прибылью с партнерами, от чего получает еще больше.

Шедевр №4. В завершение расскажу классическую историю, удостоившуюся чести стать гарвардским кейсом. В Украине, наверное, мало кто слышал о британской сети магазинов эксклюзивной аудио- и видеоэлектроники Tweeter. Несколько лет назад они сделали революцию на рынке. Все очень просто: по инициативе собственника компании была внедрена программа АРР (Automatic Price Protection). Суть программы состояла в том, что организация мониторила локальные газетные объявления и автоматически рассылала чеки на сумму скидки покупателям, которые на протяжении последних 30 дней купили у них продукт дороже, чем сейчас предлагает в рекламе конкурент. Когда «вблизи» смотришь на этот «гениальный замысел», подсознание спрашивает: «Для чего?» Отступив три шага назад, «закрыв глаза подсознательности» и заставив извилины работать активнее, начинаешь понимать: это всего лишь маркетинговый ход для привлечения клиентов в сеть. 90% ассортимента Tweeter составляли уникальные предложения, поэтому сравнить свои цены с ценами конкурентов было невозможно. Но покупатели ловились на АРР и, как по мановению волшебной палочки, колоннами направлялись в Tweeter.

Часто бизнесмены называют это возможностью «смотреть в корень» и в процессе более глубокого анализа искать «подводные камни». Импрессионисты называли это «эфемерным миром, который движется, ускользает…». Но ведь нет разницы, какими словами говорить, главное то, что как творения импрессионистов были шедеврами, так и бизнес-творения многих управленцев столь же величественны и достойны восхищения и десятков страниц гарвардских кейсов. В таких компаниях может не быть ни миссии, ни КРІ, ни официальной структуры, ни даже таких не всем понятных трех букв, как CRM или ERP. «Импрессионисты сделали решающий шаг к индивидуализации художественного процесса, освобождению от любых канонов и общих правил. У импрессионистов не было программы, но была общая амбиция: понимание роли света, который влияет на форму и на объект…»


О ШЕДЕВРАХ

Самое интересное в бизнесе то, что, в отличие от искусства, здесь можно смешивать стили. Вообще, инновации в большинстве случаев и генерируются на стыке стилей. Хотя сложно представить картину, написанную в стиле «эфемерного мира, который движется, ускользает…» и вместе с тем содержащую «аллюзии и парадоксальные сочетания форм». Гораздо проще представить компанию, в которой миссия заучена наизусть, потому что «так надо», и в то же время бизнес-модель которой вблизи кажется непонятно хаотической, а после трех шагов назад возникает понимание, насколько все гениально. И такая организация, возможно, будет прибыльной. Стиль ведения бизнеса никто не будет оценивать, важными останутся только потребители и деньги. И какая разница, что скажут критики и посетители выставочных залов!

С другой стороны (а я уверен, что таких случаев намного больше), невозможно творить гениальные модели, например такие, как Tweeter или Marvel, и одновременно с этим тратить время команды на то, чтобы вызубрить миссию и оргструктуру, внедрить некоторые, возможно, ненужные системы. Стратегия фокусирования работает повсюду, и если мы решаем выделить два часа на зубрежку миссии, то эти два часа мы воруем у процесса создания гениальных моделей. Во всем этом важным остается одно – четко понимать цель и желаемый финальный результат каждого действия. Я не утверждаю, что миссия или оргструктура – никому не нужные вещи, я хочу сказать, что во всем надо искать баланс, который будет оптимальным именно для этой компании и именно в данный момент. Зачастую баланс отражается в ценностях руководителя. Что для него важно? Как он представляет успех и как планирует его достичь? Люди – все разные, и восприятие у всех отличается. Баланс у каждого свой. Важно понимать, какой он лично у вас. Как вам комфортно, что для вас эффективно и, в конце концов, – приятно.

Я уверен, что Дали и Ван Гог представляли, как будут выглядеть их картины. Аналогично любой руководитель представляет и мечтает или о том, чтобы все «ночью просыпались и произносили миссию» (значит – такова его цель), или о том, чтобы бизнес-модель его компании приводили как пример в бизнес-изданиях.

Как сюрреализм, так и импрессионизм – гениальные направления в искусстве, которыми восхищаются миллионы. Каким восторгаются больше – определить сложно. Кому-то может не нравиться Дали, кому-то – Ван Гог, но факт состоит в том, что о них знают и, увидев оригиналы их работ, с гор­достью рассказывают: «Видел Подсолнухи Ван Гога».

Каждый из описанных в статье бизнес-шедевров уникальный, несмотря на наше отношение и приязнь/неприязнь, он успешный и прибыльный. Вопрос – насколько прибыльный? И в каком стиле интереснее работать каждому из нас?..
Ну а для вдохновения назову стоимость полотен Дали и Ван Гога, которые приведены в статье: 
«Портрет доктора Гаше» продан за $82 500 000, но сейчас его оценивают в $136,1 млн. (Top 10 Most Expensive Paintings Ever).

Картина «Вечерний призрак на пляже» продана за $5 682 500 (Top 10 Most Expensive Paintings Ever).
Пусть стоимостью вашей организации восхищаются не меньше! И какая разница, в каком стиле она написана!




Тайм-менеджмент 60minut.info

Оценить статью
 
Николай
15.02.2011, 12:10
Интересный и остроумный подход к анализу скучных и туповатых задачек. Браво!


 
Оставить комментарий
Имя:
Комментарий:

Последние статьи

Радио – очень эмоциональный бизнес, здесь всё на кончиках пальцев. И всё зависит от людей, от их драйва. Нельзя прийти в студию с ощущением «всё постыло». Как бы ты из себя оптимизм ни выдавливал, это чувствуется, это слышно.
Является ли аномалией в современном мире вера в сверхъестественное? Вот что думают об этом учёные.
Многие великие компании созданы тандемом выдающихся людей, взаимоотношения которых порой развивались непросто… Какой видит Пол Аллен свою роль в становлении Microsoft?
Несколько десятилетий идеи Айн Рэнд, воспевавшей абсолютную свободу и индивидуализм, будоражили умы целых поколений читателей. Её работы вновь оказались в центре внимания широкой читательской аудитории после 2008 года. Тогда в свете грянувшего кризиса в обществе стали активно обсуждать проблему несовершенства современного капитализма.
Один из сентябрьских дней. Разработчики Facebook и специалисты по социальным медиа собрались на f8 2011 – ежегодную спонтанно планируемую конференцию, ставшую чем-то вроде Мекки для всех молящихся на мегасеть. Для армии фанатов это мероприятие – одна из немногих возможностей наблюдать в режиме реального времени, как Марк Цукерберг, известный своим отвращением к публичному вниманию, делает основной доклад.
Хотя альтернативная энергетика сейчас весьма популярна, работать на этом рынке непросто. У датской компании Vestas, одного из крупнейших в мире производителей оборудования для ветроэлектростанций, подъёмы чередуются с кризисами, а колебания в объёме заказов зачастую носят непредсказуемый характер. Чтобы сохранить лидерство в такой нестабильной отрасли, нужно особое искусство.
Уходят ключевые сотрудники, гаснет изначальный энтузиазм, вместо проявлений творчества главенствует рутина – такими могут быть последствия неутомимого стремления компаний к эффективности. Почему же всё зачастую складывается именно так?
Тимур Сарбаев, консультант по стратегическому  и кризисному менеджменту tymur.sarbaiev@gmail.com
Компания успешна, открывает филиалы, растёт. Довольны и клиенты, и топ-менеджмент. Но однажды становится понятно, что ситуацию контролирует не генеральный директор, а руководители филиалов. Неизвестно, когда и как это случилось, но влиять на них уже невозможно. Теперь генеральный директор зависит от них, а не наоборот…
Чтобы понимать обстоятельства, в которых существует компания, и принимать стратегические решения, очень важен контекст. По сути, это набор условий, которые наполняют ситуацию определённым значением, содержанием. Это то, чем бизнес не может управлять, но что может и должен учитывать. О том, что такое контекст и как с ним работать, и пойдёт речь в этой статье.
Ваш логин

Пароль

Регистрация