На главную Поиск Контакты
АТМОСФЕРА ДЛЯ РОЖДЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ

Рассылка
новости
публикации
УК рекомендует
анонс номера
 

№12, 2007
№12, 2007
26.12.2007
Для подписчиков
просмотров: 58
комментариев: 0

Открытый мыслитель




Открытый мыслитель |
Выдающиеся лидеры и мыслители, Лидерство, Личная эффективность
 | Управление компанией

Хотя люди и могут повлиять на действия своих правителей, угрожая их свергнуть, они никогда не осуществляют самоуправление в каком бы то ни было конкретном, практическом смысле.

Карл Поппер, «Открытое общество и его враги»

Немецкий философ Карл Поппер пользовался большой по­пулярностью в странах СНГ в начале девяностых. Его труд «Открытое общество и его враги» был настольной книгой многих политиков и дипломатов, журналистов и ученых. Поппер считал, что демократическая форма правления лучше господства лидера-одиночки. Отрицая режим личной власти, он утверждал, что свободные люди сами смогут найти успешный путь развития.





Сегодня уже мало кого можно удивить научно обоснованной критикой тоталитаризма и апологетикой либерализма. Однако, обращаясь к философскому наследию Поппера, надо помнить, что он был типичным представителем своего времени. Он видел рост личной власти, видел, как ее культ был развенчан в Германии, и пытался это обосновать.
Его социальная теория касалась модных в первое послевоенное время идей об обществе свободных людей, без принуждения конкурирующих между собой ради общего блага. Дальнейшее развитие того же европейского социума поставило под сомнение многие иллюзорные тезисы Поппера. Впрочем, сам он не спешил давать четкое определение нарисованному им «открытому обществу», понимая, что этот вопрос лучше оставить последователям.


Ученик Бергсона
Карл Поппер
Карл Поппер
Карл Поппер родился в Вене. В молодости увлекался учением Маркса и принадлежал к так называемому «венскому кружку» философов, но впоследствии порвал и с тем и с другим. Однако, даже отделавшись от юношеского марксизма, Поппер так никогда и не стал поклонником капитализма и до конца жизни сохранил частичную симпатию к социал-демократии. «Важно, что капитализм в том смысле, в каком употреблял этот термин Маркс, нигде и никогда не су­ществовал на нашей прекрасной планете Земля – он реален не более, чем дантов­ский Ад», – таково более позднее отношение Поппера к марксизму.
Известность ему принес труд «Логика на­учного открытия». Затем Поппер занялся другими темами. Он отошел от абстракций и обратился к политическим актуалиям. Сыграли свою роль и особенности биографии. После прихода к власти нацистов Поппер вынужден был в 1937 году перебраться в безопасную Новую Зеландию (впоследствии он неоднократно менял место жительства) и всю дальнейшую жизнь по­святил борьбе с идеологической стороной авторитаризма.
В первоначальном варианте книги «От­кры­тое общество и его враги», принимая во внимание существование военного союза Великобритании и СССР, Поппер довольно мягко обошелся и со Сталиным, и с Марксом. Но в последующем издании убрал (под влиянием своего единомышленника Фридриха Хайека) все поблажки коммунизму. И Поппера, и Хайека считали ведущими обличителями тоталитаризма и социального утопизма, хотя в некоторых существенных вопросах их взгляды расходились.


На самом деле выражения «открытое общество» и противоположное ему «закрытое общество» принадлежат старшему современнику Поппера, французскому философу Анри Бергсону, который впервые употребил их в своей книге «Два источника морали и религии». Под открытым обществом оба философа понимали примерно одно и то же, но Бергсон был в какой-то мере элитарным мистиком, тогда как Поппер – скептиком и рационалистом, к тому же излагал свои взгляды подробнее и понятнее.

 
Табу и свободный выбор

Анри Бергсон, духовный учитель Карла Поппера
Анри Бергсон, духовный учитель Карла Поппера
Апологет буржуазной демократии, Карл Поппер рассматривал ее как открытое, гуманное общество, противопоставляя обществу закрытому и тоталитарному. Таковых в то время было два: фашистское и коммунистическое. И если с фашизмом было покончено, то коммунизм, наоборот, становился все более популярным.
В центре своей социально-философ­ской теории Поппер поставил свободное общество граждан, управляющих государством. Определение открытого общества он не дал – он вообще не любил определения, считая их схоластическими трюками. Объяснить, что именно он имел в виду, удобнее всего «от противного» – сделанного им описания закрытого общества: «При таком образе жизни не возникает ничего, подобного нравственным проблемам. Правильный образ действия всегда предопределен табу. Открытое общество – это прямая противоположность вышеописанному. В нем от­сутствуют предустановленная иерархия и авторитет, они (эти общества) подвижны и заменимы, потому что в принципе каждый может занять любую социальную позицию». Как видим, для Поппера открытое общество – это своего рода анархическая структура, в которой велика социальная мобильность. Как философ, пишущий о вечном, он не дает конкретных примеров такого социума – рассуждения касаются абстрактных форм, лишь отдаленно напоминающих государства – его или нашего времени.
«Основанные на коллективистской, племенной традиции, такие институты не оставляли никакого места для личной ответственности. Табу были основаны не на принципе разумного самоотчета, а на магических идеях – таких, как идея смягчения власти судьбы», – говорит Поппер о предопределенности бытия в закрытом обществе.
Противоположное ему открытое общество лишено подобного фатализма. Люди, живущие в нем, могут сами строить свою жизнь, сами управлять ею.


Карл Поппер писал свои книги, когда до интернета и других глобальных сетей было еще очень далеко, но сегодняшние прогнозы о силе сетевых структур хорошо вписываются в схемы, построенные им шестьдесят лет назад.
Нынешний апологет попперовского учения, биржевой игрок и филантроп Джордж Сорос говорит: «Идеологии, подобные коммунизму и фашизму, представляют по­пытки уйти от неопределенности, но они страдают одним фатальным недостатком. Им суждено быть ложными и лживыми именно потому, что они претендуют на об­ладание конечной истиной. Наоборот, от­крытое общество принимает неопределенности, свойственные нашему несовершен­ному пониманию или нашей подверженности ошибкам».



Чтобы прочитать статью, Вам необходимо оформить подписку.
 
 

Последние статьи

Радио – очень эмоциональный бизнес, здесь всё на кончиках пальцев. И всё зависит от людей, от их драйва. Нельзя прийти в студию с ощущением «всё постыло». Как бы ты из себя оптимизм ни выдавливал, это чувствуется, это слышно.
Является ли аномалией в современном мире вера в сверхъестественное? Вот что думают об этом учёные.
Многие великие компании созданы тандемом выдающихся людей, взаимоотношения которых порой развивались непросто… Какой видит Пол Аллен свою роль в становлении Microsoft?
Несколько десятилетий идеи Айн Рэнд, воспевавшей абсолютную свободу и индивидуализм, будоражили умы целых поколений читателей. Её работы вновь оказались в центре внимания широкой читательской аудитории после 2008 года. Тогда в свете грянувшего кризиса в обществе стали активно обсуждать проблему несовершенства современного капитализма.
Один из сентябрьских дней. Разработчики Facebook и специалисты по социальным медиа собрались на f8 2011 – ежегодную спонтанно планируемую конференцию, ставшую чем-то вроде Мекки для всех молящихся на мегасеть. Для армии фанатов это мероприятие – одна из немногих возможностей наблюдать в режиме реального времени, как Марк Цукерберг, известный своим отвращением к публичному вниманию, делает основной доклад.
Хотя альтернативная энергетика сейчас весьма популярна, работать на этом рынке непросто. У датской компании Vestas, одного из крупнейших в мире производителей оборудования для ветроэлектростанций, подъёмы чередуются с кризисами, а колебания в объёме заказов зачастую носят непредсказуемый характер. Чтобы сохранить лидерство в такой нестабильной отрасли, нужно особое искусство.
Уходят ключевые сотрудники, гаснет изначальный энтузиазм, вместо проявлений творчества главенствует рутина – такими могут быть последствия неутомимого стремления компаний к эффективности. Почему же всё зачастую складывается именно так?
Тимур Сарбаев, консультант по стратегическому  и кризисному менеджменту tymur.sarbaiev@gmail.com
Компания успешна, открывает филиалы, растёт. Довольны и клиенты, и топ-менеджмент. Но однажды становится понятно, что ситуацию контролирует не генеральный директор, а руководители филиалов. Неизвестно, когда и как это случилось, но влиять на них уже невозможно. Теперь генеральный директор зависит от них, а не наоборот…
Чтобы понимать обстоятельства, в которых существует компания, и принимать стратегические решения, очень важен контекст. По сути, это набор условий, которые наполняют ситуацию определённым значением, содержанием. Это то, чем бизнес не может управлять, но что может и должен учитывать. О том, что такое контекст и как с ним работать, и пойдёт речь в этой статье.
Ваш логин

Пароль

Регистрация